ПРОСНУВШИСЬ, НАДЕНЬТЕ ГОЛУБЫЕ ОЧКИ
Хочу разобраться, и Эльвира раскладывает передо мной интересные карточки — именно такие тона нужны для знаменитого теста Люшера. Я выбираю первый понравившийся цвет, второй, третий… При этом Эльвира заставляет отвечать на странные вопросы: «Какого цвета ваш друг, враг и вы сами?»
—Ничего, что я не могу сосредоточиться?
—Цвет не обманешь. Думай вы хоть три часа, результат будет один и тот же. Любите желтый — значит, в душе живет солнце, и вы человек творческий, деятельный. На первом месте у вас жажда приключений, ярких, фантастических событий. И вообще, вы — большой ребенок, но именно детские черты характера держат вас в жизни на плаву. Вашим друзьям повезло, вы их идеализируете и все им прощаете.
— Эльвира целый час рассказывала мне, что я из себя представляю.
—Ну, знаю я, что мой враг – зеленого цвета. И что мне с этим делать?
—Да ничего, по тесту ваше состояние в норме. Но ведь он может показать уровень стресса, отклонения в эндокринной системе, предынфарктное, предынсультное и даже предсуицидное состояние. А такие знания помогут человеку контролировать себя. Кстати, у вас возможно заболевание печени.
—С помощью цвето-тестов можно ставить диагноз и лечить?
—Я работала психологом в отделении реабилитации и видела: раз протестировавшись, люди начинали следить за собой и дальше с помощью тестов. А вот что до лечения… Даже за границей это направление развито плохо. Хотя там есть интересный опыт. Оранжевый цвет – казалось бы, максимально раздражающий, но именно с его помощью успокаивают психически больных. Вместо того чтобы делать уколы, их помещают в оранжевую комнату. И клин клином вышибают.
С ясновидящей Эльвирой мы встретились совершенно случайно. Согласитесь, профессия у нее слишком редкая, я бы даже сказала, экзотическая. В ее руках разноцветные карточки превращаются в волшебные «гадальные карты», которые «выдают» все ваши затаенные мысли и чувства. И оказывается, что цвет может не просто радовать или раздражать, но и лечить.
—Значит, у болезни есть свой цвет?
—Конечно. Например, всем сердечникам нравятся мрачные тона. Язвенникам по душе перепады цветов, контрасты. Любят они яркие зеленые тона, что им как раз и противопоказано. Другое дело салатовый, болотный. Они безопаснее. Однажды ко мне пришла женщина в очень плохом состоянии: у нее было обострение гастрита и язвы желудка, к тому же она часто ссорилась -с мужем. Тест показал, что их «зеленая» кухня буквально «давила» на ее психику.
—Но сейчас очень модны «малахитовые» кухонная мебель и обои. Это вредно?
— Стены дома – вторая кожа. Их цвет должен быть пастельным. Гипертонику, например, ни в коем случае нельзя клеить обои оранжевого, красного и других теплых тонов. Но вот портьеры, лампы, мебель могут быть любимого вами цвета. Кстати, спальню лучше делать светло-голубую – наши глаза после сна очень восприимчивы к этому цвету и он делает пробуждение приятным.
БОРЬБА ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОПАСНА ДЛЯ ОБЩЕСТВА
В прочем, не настолько неизвестна у нас наука о цвете, как кажется. Я с удивлением узнала, что сейчас Эльвира — консультант, в том числе и «по цвету», у народного депутата Сергея Довганя. А еще она работала в мало афишируемой психофизической лаборатории МВД.
—Эта лаборатория проверяет милиционеров на психологическую устойчивость, – рассказывает Эльвира.
— И первое, что необходимо определить, – за чем человек пришел в милицию.
—Как зачем? Бороться с преступностью!
— Если тест покажет установку человека на борьбу, пусть даже за справедливость, это будет не очень хорошо. Ведь такая установка не совсем здоровая. Милиции нужны спокойные, аналитически мыслящие люди. А если у человека цель – бороться, то он будет искать «врагов», отчего постепенно станет агрессивным. Пропаганда в СССР была построена на идеологии борьбы за светлое будущее. И «доборолись»… Хорошо, если людям «боевых» профессий нравятся зелено-голубые оттенки.
ЛЮДИ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ ОДНИМ |ДВЕТ0М «МАЗАНЫ»
—Могут ли люди одной профессии любить один цвет?
—Конечно. Я много тестировала врачей и могу утверждать: их цвета – бирюзовый, «морской волны». и, конечно, белый. «Конечно» потому, что среда тоже формирует пристрастие к цвету. А вот учителя не имеют общего любимого цвета, предпочитают любые пастельные тона. Очевидно, они интуитивно отталкивают цветовую нагрузку, поскольку работа у них нервная. А вот спелеологи любят черный и серый, различают множество их оттенков. Журналистов не тестировала, но, думаю, им должны нравиться желто-красные тона – блеска, славы и… любопытства.
—Кстати, почему бизнесмены носят пресловутые бордовые пиджаки?
—Красный цвет настраивает на активные действия. Он как нельзя лучше гармонирует с деятельной натурой человека бизнеса, помогает ему «держать кураж».
—А может ли иметь цвет город, страна?
— Киев – город фиолетово-зеленый, поскольку мы предпочитаем эти цвета, что придает столице спокойный, уравновешенный «характер». Это город ученых, артистов. Правда, сегодня Киев меняет цвет, у него появляются желтые тона. Это влияние перемен. Люди увидели новые перспективы, свет в конце туннеля. А вот Москва действительно красная. Там издавна людям нравится этот цвет, они самоуверенны, самодостаточны, но от этого и более агрессивны. А что до страны, то увы! -таких исследований нет. Хотя они нужны. Ведь жизнь горожан и сельчан окрашена в разные цвета. Жители сел видят мир более красочным, ведь они живут на природе, у них не так нарушена эмоциональная сфера, они не перегружены ин формацией.
—Удивительно! Кстати, ее ли эмоции имеют «окрас», то какого цвета удивление?
— Оно желтое-желтое с примесью оранжевинки, – смеется Эльвира.
— Ведь удивление — это немножко радость, а немножко интерес к жизни. Поэтому большое удивление – оранжево-красное.
— А можно с помощью цвета обмануть начальника или хотя бы уменьшить его гнев, если ты провинился? И вообще – какого цвета обман?
— Обман потому и обман, что может быть разноцветным. В нашем случае он – розовый. Поэтому надевайте розовое платье и идите каяться. Но помните: нужно уложиться минут в пять. Та кое время будет действовать мини-шок. И если начальник пробурчал: «Ну, ладно», — благодарите и сразу убегайте. Ведь когда он привыкнет к цвету, то может начать разбирательство. А если хотите основательно «прогнуться» – всегда одевайтесь в любимые цвета начальника.
— Прямо школа блюдолиза… Да откуда же я их знаю?
—А вы посмотрите, какого цвета одежда его ребенка.
—Или собаки…
—Нет, животных выбирают по характеру. Но цвет с ним очень гармонично сочетается. Так, белые собаки и кошки легко возбудимые, ласковые и игривые. Черные – животные защиты. Они надежны, внимательны и преданны. Коричневые – уравновешенные и спокойные. Трехцветные – здоровые и независимые. А вот рыжие – немного мистические. Они, как огонек в доме. Возле них тепло и радостно. Так что начинающим блюдолизам стоит надевать шубу «цвета собаки», а не платье.
—Есть ли у вас мечта и какого она цвета?
—Я мечтаю об Институте цвета, но…
—Поняла, ваша мечта – голубая, то есть посиневшая от ожидания.
—Почти. Нам все же удалось организовать Украинский гуманитарный фонд, где собираются ученые, врачи, искусствоведы. Ведь наука о цвете – это синтез науки и искусства.